Кодекс Этики

Приложение 16. Работа онлайн: кейсы и рекомендации
Техническое обеспечение встреч
Арт-терапевт и клиент могут быть недостаточно осведомленными о том, как работает программное обеспечение для арт-терапии в онлайн формате и используют не все имеющиеся у них возможности.

Кейс: арт-терапевт и клиент в течение полугода встречались очно. За это время они сумели выстроить хороший рабочий альянс, затем клиент в силу личных обстоятельств переехал в другой город. При переезде клиент предложил арт-терапевту продолжить встречи в онлайн формате. Несмотря на очень большой опыт и профессионализм в области арт-терапии арт-терапевт отказался, поскольку чувствовал себя неуверенно во взаимодействии с техникой.

Рекомендации:
  • арт-терапевту стоит постоянно повышать квалификацию в том числе в работе онлайн
  • арт-терапевт и клиент могут использовать микс различных технологий в зависимости от предпочтений и компетенций (продолжать работу онлайн через системы видеоконференций с проведением арт-терапевтических практик в аналоговом формате, или использование не только платформ для видеоконференций, но и цифровых инструментов для создания цифровых художественных работ).
  • при переходе из онлайн-формата в очный и наоборот арт-терапевту следует обсудить с клиентом возможное влияние и последствия подобного перехода на клиента, прежде, чем осуществлять такой переход. В случае, когда клиент и арт-терапевт находят последствия такого перехода угрожающими для терапевтических отношений, от такого перехода рекомендуется отказаться.

Во время встречи из-за нестабильного интернета может прерваться видеоконференция

Кейс: арт-терапевт и клиент проводили онлайн встречи в telegram, этот инструмент также являлся основным средством связи. В момент проведения встречи Telegram заблокировали, и арт-терапевт и клиент не смогли соединиться и продолжить встречу. Лишь спустя несколько дней, когда они смогли настроить vpn, они смогли созвониться.

Рекомендации:
  • арт-терапевту и клиенту стоит договориться об альтернативных каналах связи на случай перебоев электричества, работы интернета, блокировок, и внести соответствующую информацию в терапевтический договор (информированное согласие)
  • при согласии клиента клиент предоставляет контакты доверенного человека на случай непредвиденных обстоятельств в терапевтическом договоре (информированном согласии)
  • арт-терапевту необходимо предоставить клиенту контакты на случай необходимости экстренной очной психологической помощи рядом с местом проживания клиента.
  • арт-терапевт и клиент могут заранее договориться о том, как они могут поддерживать контакт между сессиями
Терапевтические отношения
Терапевтические отношения и контакт между арт-терапевтом и клиентом могут быть недостаточно эффективными из-за отсутствия физического со-присутствия клиента и арт-терапевта. Арт-терапевт может не видеть тело клиента целиком, позу, мелкие движения, звуки, сопровождающие создание художественного объекта, процесс создания художественного произведения.

Кейс: во время встреч арт-терапевт не видел, что ногти клиента искусаны и в крови, что на руках клиента порезы. В течение продолжительной терапии клиент так и не смог достигнуть желаемых изменений, сформулированных в начале терапии. Видя отсутствие прогресса, арт-терапевт предложил клиенту закончить терапевтические отношения и предложил клиенту на выбор несколько специалистов для очной или онлайн работы.

Рекомендации:
  • использовать компьютер для созвонов, а не телефон, таким образом, чтобы изображение было сопоставимым с реальными клиентом и арт-терапевтом
  • и арт-терапевту, и клиенту рекомендуется выключать видения себя во время встреч, чтобы максимально приблизить формат встречи к очной.
  • рекомендуется использовать камеру с высоким разрешением, следующую за движением терапевта/клиента в фокусе. Согласовать постановку камеры таким образом, чтобы арт-терапевт и клиент могли видеть рабочие пространства друг-друга.
  • можно предложить клиенту разместить дополнительную камеру для съемки клиента сбоку. Таким образом, арт-терапевт сможет видеть клиента со всех сторон
  • рекомендуется использовать микрофон или программы, не подавляющие дополнительные шумы (все шумы, включая дыхание, появляющиеся в процессе взаимодействия с клиентом важны).
  • при первой встрече арт-терапевту необходимо собрать детальный анамнез, включающий вопросы про, что может быть упущено из видения при отсутствии физического контакта. Арт-терапевт может задать следующие вопросы:
  1. Где вы сейчас находитесь, опишите это место?
  2. Кто сейчас находится в месте, где вы выходите онлайн на встречу со мной?
  3. Как вы оцениваете, вам комфортно в этом помещении сейчас?
  4. Как вам кажется, у вас есть сейчас возможность выговориться, проявить свои эмоции свободно, ругаться, кричать?
  5. Как вы обычно готовитесь к сессии: переодеваетесь, принимаете пищу, работаете до?
  6. Что вы обычно делаете после сессии?
  • арт-терапевту необходимо подстраиваться к онлайн формату. Это может привести к возрастающему самораскрытию арт-терапевта, большей директивности во время встреч, большего вербального сопровождения для компенсации незаметного (задавать вопросы об ощущениях в теле), больше активности во время сессий.
  • возможно предположить, что есть запросы, работа с которыми может стать более длительной при онлайн работе, чем при очной работе

Клиент может не знать как подготовиться к встречам (организовать пространство, подготовить художественные материалы, и т. д.) таким образом, чтобы обеспечить безопасность, поскольку при очном формате — это задача терапевта.

Клиент может параллельно переписываться, или терапевт может увидеть что-то нелегальное в домашней обстановке клиента

Кейс: на столе клиента рядом с компьютером стояла фотография родителей, с которыми клиент проживал вместе в одной квартире. В ходе длительной терапии клиент не смог сформулировать запрос для встреч и спустя год прекратил терапию.

Рекомендации:
  • арт-терапевту необходимо до начала встреч разработать и прислать рекомендации по подготовке к встречам, включая подготовку помещения, арт-материалов, салфеток, стола для художественной практики, рекомендации к выбору одежды для встречи.
  • арт-терапевт может рекомендовать клиенту убрать личные, вызывающие яркие эмоции объекты, на время встреч, а также рекомендации и алгоритмы действий при нарушении приватности клиента во время встреч людьми, совместно проживающими с клиентом.
  • арт-терапевт может рекомендовать клиенту исключить всю параллельную переписку во время встреч

Терапевт может не увидеть работу клиента настолько детально, как если бы во время очной встречи

Кейс: клиент показывал свои работы через веб-камеру с плохим разрешением. Арт-терапевт давал некачественную обратную связь и задавал вопросы, которые не помогали клиенту продвинуться в терапии. Спустя некоторое время клиент перестал приходить на встречи.

Рекомендации:
  • арт-терапевт может попросить клиента фотографировать свои работы на телефон в хорошем качестве, а также делать фотографии работы в процессе (например, на каждом этапе инструкции арт-терапевта).
  • арт-терапевт и клиент могут выделить отдельный ранее не используемый или ограниченно используемый канал связи для обмена фотографиями, чтобы не отвлекаться на дополнительный виртуальный поток информации при обмене фотографиями. (Если обычно, клиентка использует WhatsApp, использовать Signal или Telegram для обмена фотографими творческих работ)

Ограничения для прямого художественного процесса между арт-терапевтом и клиентом (воплощающий диалог)

Кейс: у клиента для онлайн арт-терапии запрос на работу с отношениями, при этом вербально клиентке не удается комментировать отношения, в которых она оказывается или хотела бы отказаться от. Именно поэтому она пришла в арт-терапию. Из-за отсутствия совместного физического пространства арт-терапевт так и не смог подобрать художественные практики для работы с запросом, в том числе арт-терапевт не смог понять привычный для клиентки паттерн отношений при помощи методик воплощающего диалога (совместной художественной практики).

Рекомендации:
  • арт-терапевту рекомендуется проводить упражнения на сонастройку и создание объектов на расстоянии
  • арт-терапевт может использовать совместный экран в онлайн формате для создания совместных работ или другие цифровые инструменты для совместной художественной практики. (Например, в zoom есть такая функция)
  • арт-терапевту рекомендуется адаптировать обычно используемые им для очных встреч практики для работы с различными темами-запросами в онлайн формате. (Примеры возможных форматов: совместный онлайн-фотоальбом, написание совместных стихотворений, обмен ссылками, я, снять видео комнаты)

При переходе в онлайн терапии начатой в очном формате клиент и арт-терапевт могут иметь нереалистичные ожидания

Кейс: после длительной очной работы, клиент переехал в другой город. Основной запрос клиента на терапии во время очных встреч были отношения. При переезде запрос изменился: клиенту требовалась поддержка, однако терапевт продолжал работать с изначально заданной темой.

Рекомендации:
  • клиенту и арт-терапевту необходимо вновь обсудить запрос клиента
  • клиенту и арт-терапевту необходимо договориться о новом сеттинге при переходе в онлайн: продолжительности встречи, стоимости встречи, подготовке к сессии и т. д.
  • арт-терапевту необходимо сделать этот переход видимым

Арт-терапевт не может подготовить необходимые для встречи художественные материалы.

Кейс: во время сессии терапевт обнаруживает запрос клиента, для работы с которым подошел бы художественный материал с соответствующими терапевтическими свойствами (глина), но который отсутствует у клиента. Обычно этот материал есть у арт-терапевта в кабинете.

Рекомендации:
  • арт-терапевту необходимо самостоятельно постоянно экспериментировать с материалами
  • арт-терапевт может заранее адаптировать практики для работы с различными запросами таким образом, чтобы упростить набор необходимых художественных материалов.
  • арт-терапевт и клиент могут заранее обсудить набор имеющихся у клиента материалов, а также возможности по покупке дополнительных.
  • арт-терапевт может предложить свериться по списку с материалами после первых 6 встреч
  • арт-терапевт может включить стоимость арт-материалов в стоимость сессии и прислать набор с материалами клиенту через сервис
Конфиденциальность
Повышены риски нарушения конфиденциальности во время сессий из-за возможности нарушения приватности комнаты, в которой находится клиент во время встречи.

После сессии возможно нарушение приватности ввиду способа связи: онлайн-платформа. Во время онлайн встреч участники встречи создают цифровой контент (скриншоты экрана во время встречи, обмен фотографиями работ клиентов, выкладывание работ, созданных во время сессий в социальные сети, и т. д.).

Кейс: к клиенту дома во время сессии кто-то из домашних заходит в комнату.

Рекомендации:
  • арт-терапевту необходимо проинформировать клиента об особенностях онлайн формата, а также о приватности и ее значении в арт-терапевтическом процессе
  • рекомендовать клиенту выбрать время для встреч, когда к нему никто не сможет войти в комнату, заранее проговорить, что может сказать клиент терапевту, если кто-то во время сессии войдет к клиенту в комнату (проговорить алгоритм действий)
  • рекомендовать клиенту во время сессий арендовать кабинет при наличии ресурсов. Арт-терапевт может заранее предложить несколько вариантов для аренды кабинетов, объяснив, что если бы встречи были очными, стоимость аренды была бы включена в стоимость сессий.
Этика
Арт-терапевт может быть недостаточно компетентен в области арт-терапии в онлайн формате и использования необходимого для онлайн встреч программного обеспечения.

В области нового формата проведения арт-терапевтических сессий онлайн существует недостаточно исследований об особенностях, ограничениях и эффективности.

Кейс: два ведущих арт-терапевта набрали группу для онлайн арт-терапии при помощи привычных инструментов: онлайн-анкеты и онлайн-собеседования. В группе 12 человек-обычное количество участников группы для очного формата группы. Арт-терапевты при проведении собеседования не дали участникам рекомендаций о подготовке помещения для встреч, а также рекомендаций по использованию технического оборудования, включая необходимость использовать компьютер для онлайн встреч. Половина участников группы приняли решение уйти из группы после 6-й встречи.

Рекомендации:
  • арт-терапевту, решающему проводить сессии в онлайн формате, необходимо заранее проработать сценарии встреч. Для этого необходимо собирать данные о своей индивидуальной практике, участвовать в регулярной супервизии со специалистами, работающими онлайн, в интервизиях, в исследованиях, а также изучать актуальную литературу и исследования по теме. Арт-терапевту необходимо честно и прозрачно рассказывать клиенту о своем опыте на первой ознакомительной встрече.
  • арт-терапевту необходимо признать, что работа с клиентами онлайн — это новый способ оказания поддержки для большинства специалистов в связи с меняющимися обстоятельствами мира. Признавая эти обстоятельства и свои ограничения, делая их видимыми, арт-терапевту будет легче перейти в онлайн формат.
  • арт-терапевту рекомендуется выделить, что обязательно должно произойти для соблюдения терапевтической рамки при работе онлайн
  1. клиент подписывает и задает вопросы по информированному согласию,
  2. арт-терапевт удостоверился в возрасте обратившегося к нему клиента,
  3. арт-терапевт предоставляет клиенту контакты экстренной психологической помощи в районе проживания клиента,
  4. арт-терапевт присылает все рекомендации по подготовке к встрече

Работа с детьми
При работе с несовершеннолетними онлайн может потребовать большее вовлечение родителей, ответственность за приготовление пространства, художественных материалов к сессии, а также уборка помещения в этом случае переходит родителям (законным представителям) ребенка, если иные договоренности не достигнуты с ребенком.

Кейс: ребенку было предложено рисование гуашью. Он сразу же погрузился в процесс и вышел из контакта с арт-терапевтом. Через 2 минуты ребенок полностью покрасил тело красной краской, попутно пачкая всё вокруг. После занятия должны были прийти гости. Маме пришлось отмывать помещение, ребенка, что она совсем не планировала и испытывала обоснованное возмущение, поскольку не были обговорены с арт-терапевтом последствия регрессивной практики

Рекомендации:
  • арт-терапевту необходимо заранее обговорить с законным представителем ребенка (родителем) вопросы конфиденциальности, важно, чтобы родитель не нарушил конфиденциальность сессий ребенка с арт-терапевтом, если иное не оговаривается заранее совместно с ребенком, родителем и арт-терапевтом.
  • арт-терапевту необходимо заранее проинформировать законного представителя ребенка (родителя) о списке необходимых материалов к встрече, а также об основных рекомендациях по подготовке пространства. Арт-терапевту рекомендуется заранее проинформировать законного представителя ребенка о том, что уборка помещения после встречи может стать задачей родителя, если иное не оговаривается с ребенком заранее. Арт-терапевту следует предупредить законного представителя об особенностях работы с агрессивными материалами в этой связи.
  • арт-терапевту важно предполагать возможность регрессивного процесса у ребенка и предлагать материалы с осторожностью, учитывая особенности ребенка и возможности родителей по созданию безопасного пространства для проявления.
Работа с группой
В онлайн формате оптимальное для группы количество участников снижается

Кейс: два ведущих арт-терапевта набрали группу для онлайн арт-терапии при помощи привычных инструментов: онлайн-анкеты и онлайн-собеседования. В группе 12 человек-обычное количество участников группы для очного формата группы. Арт-терапевты при проведении собеседования не дали участникам рекомендаций о подготовке помещения для встреч, а также рекомендаций по использованию технического оборудования, включая необходимость использовать компьютер для онлайн встреч. Половина участников группы приняли решение уйти из группы после 6-й встречи.

Рекомендации:
  • рекомендованный размер группы для онлайн встреч — не более 10 человек
  • 10 максимум
  • 12 максимум-максимум (3 часа группа с двумя перерывами)

В группе клиенты могут случайно или намеренно сделать скриншот встречи и нарушить конфиденциальность участников группы

Кейс: после групповой сессии клиент обнаружил фотографию своей работы в известном паблике об искусстве.

Рекомендации:
  • Объяснить ключевые вопросы по конфиденциальности всем участникам арт-терапии
  • Использовать защищенные платформы с невозможностью делать скриншоты экрана и видео экрана, без голосового информирования всех участников встречи онлайн
  • Клиентам рекомендуется подписывать информированное согласие с сформулированными правилами встреч и включающими конфиденциальность. Клиенту рекомендуется не выкладывать фотографии работ в социальные сети.

В онлайн группе порядок коммуникации отличается от обычного параллельного общения в очной группе

Кейс: во время онлайн встречи группы участники постоянно перебивают друг друга, что вызывает у участников негативный аффект

Рекомендации:
Для групп нужна адаптация порядка общения, необходим т.н. новый социальный протокол.