1 Фотографии с действительно невероятных, удивительных, наполненных, глубоких, воздействующих арт-терапевтических сессий обычно никогда не бывает. 1.1 а видео тем более. Ну просто не до того.
2 Те фотографии, которые случайно остаются или делаются в последнюю минуту после того, как клиенты вышли и перед тем, как вот-вот придут убирать зал, обычно показывают нам набор разбросанных или криво развешенных художественных работ то ли детей, то ли наивных взрослых. И никогда не показывают нам того переживания, которое было явлено в процессе. 2.1 Это переживание всегда пытается сообщить миру текст к фото, уже постфактум
3 Фотографии и видео «сочных процессов», которые не хочется перелиснуть - обычно сделаны отдельно, специально и не имеют отношения к действительности того, что происходило на арт-терапевтической встрече. 3.1 Исключения бывают, но очень редко.
4 Этика, дорогая терапевтическая этика никак не позволяет вдруг достать телефончик из кармана и начать оперативно и красиво снимать разворачивающий символический процесс прямо на сессии…
Все это и правда, крайне неприятно признавать. В основном потому, что маркетинг требует предъявить красивое. И требует настойчиво. Мы, конечно, справляемся, и красивое делать умеем.
Но. Хочется все же то ли обнаружить какой-то технический маневр, то ли еще раз сообщить:
Несмотря на то, что арт-терапия это очевидно про создание художественного объекта, она в куда большей степени про проживание опыта через него, в нем и вокруг него.