Блог

Мастерство арт-терапевта

Я часто повторяю, что почти любое занятие - от мытья посуды до управления корпорацией - можно назвать творческим, но не каждое занятие является терапевтическим или арт-терапевтическим.

Полагаю, что сначала необходимо определиться со значением части “терапия” в составе слова “арт-терапия”, так как с “арт” вроде бы понятнее.

Терапия - это то, что может происходить в случае осознавания клиентом или группой клиентов своих потребностей, возможностей и ограничений в конкретный момент времени: обнаружение способов выражения потребностей, использование возможностей удовлетворения этих потребностей и принятие непреодолимых на данный момент ограничений, возникающих в процессе.

С каждым конкретным клиентом или группой клиентов это происходит максимально уникально.

В пространстве арт-терапии художественный процесс становится тем медиумом (инструментом, посредником, опорой) через который происходит описанное выше осознавание.

В попытке определения арт-терапии мне так же важно развенчать ДВА популярных мифа

1

Арт-терапевты могут рассказать что-то о человеке по одному его рисунку.

Нет, это невозможно. По одному изображению, сделанному человеку мы можем предположить эмоциональное состояние человека на момент создания изображения. При это можно предположить в данном случае является ключевым. Мы даже снимаем с экзаменов студентов, которое не употреляют это словосочеание про формулироке гитопез относительно состояния клиента при рассмотрении последовательности изображений.

Крайне общую, но все же клиническую картину психологического состояния человека можно дать по 7-10 изображениям, сделанным в разное время.

2

Арт-терапевт может интерпретировать изображение и разгадать тайные секреты создателя изображения.

Нет, не может.

Арт-терапия как институализированная практика возникла внутри гуманистической терапевтической волны. Одной из важнейших предпосылок гуманистических направлений в терапии является вера в человека, в его потенциал к самовосстановлению, его компетентность в знании лучшего и наиболее актуального для себя.

Арт-терапевт, во-первых, не выступает в экспертной позиции относительно клиента или созданного им произведения. Поэтому арт-терапевт, не раскрывает клиенту никакого тайного смысла создаваемого изображения.

При правильном разворачивании терапевтического контакта клиент обнаруживает все смыслы самостоятельно. Арт-терапевт может свидетельствовать или соучаствовать в этом процессе, но уж точно не вести его.

Во-вторых, нам необходимо вернуться к правильному пониманию слова “интерпретация” в контексте арт-терапии. Арт-терапия наследует данное терапевтическое действие из юнгианского анализа.

Интерпретация - это не статичная разгадка тайны. Это динамическое исследование возможных смыслов и значений. Образ и метафору нельзя разгадать, их можно разворачивать и раскрывать до бесконечности. В этом случае, присутствие двух, скажем так, голов - клиента и арт-терапевта - расширяет горизонт смыслов. Но ни в коем случае не ограничивает его точным указанием арт-терапевта.

Что же тогда арт-терапевт может?

Мой 12-ти летний опыт работы арт-терапевткой сейчас подсказывает мне, что самое главное умение арт-терапевта - не задавать лишних вопросов и, вообще, не произносить лишних слов. Я назвала бы эту компетенцию - владение тишиной.

В тишине, которую поддерживает арт-терапевт, клиент может услышать очень тонкий внутренний голос, который прячется за ежедневной рутиной и социальной маскировкой. В тишине воплощаются самые долгожданные образы внутренних миров. И только в тишине возможна встреча с собой через созерцание созданного произведения.

Вторая важная компетенция арт-терапевта, это точность в предложении художественной техники или материала клиенту. Чем точнее и проще будет наша вводная, тем меньше энергии необходимо будет тратить клиенту на ее обработку. Тем больше ее останется для непосредственного опыта погружения во внутренний мир. Эту компетенцию я назову - владение пером.

У арт-терапевта нет априорной задачи удивить-развлечь-развеселить-погрузить клиента при помощи художественных материалов. У арт-терапевта есть задача встретить клиента в том, в чем он сейчас находится, заметить мерцающие состояния и пригласить не убегать из того, что происходит. Именно это и позволяют сделать художественные техники - не убегать, а остановиться и посмотреть внимательно. Но важно понимать, что иногда мы рассматриваем тончайшую инкрустацию из разных оттенков жемчуга на дне малюсенькой шкатулки, а иногда широко смотрим на весь небосвод, сколько хватает глаз… Тут не может быть одинаковой оптики. Тут как раз для арт-терапевта и важно профессиональное владение знанием о контейнирующих, регрессивных, переходных и многих других художественных материалах и техниках и их воздействиях на каждый клиентский психотип.

Третья важная компетенция арт-терапевта - это знание ценности ритуала.

Ритуал структурирует хаос не отменяя его, ритуал задает ритм для течения времени, ритуал открывает и закрывает двери бессознательного, ритуал слуга глубины и безопасности. Эту компетенцию я назову - владение ритуалом.

Тут я позволю себе привести краткий отрывок из моей готовящейся к выходу книги “Арт-терапия в работе с детьми” как раз и посвященный ритуалу.

Ритуал обеспечивает ритм занятия, повторяемость и безопасность.

Мы переходим от одного действия к другому действию. При этом действие / активность начинается ритуалом и потом разворачивается свободно и каждый раз оригинально.

Например, мы каждый раз начинаем занятие в одном и том же места нашей комнаты месте, но вопрос для начала может быть разным. И творческая практика после этого может быть очень разной. И мы каждый раз завершаем занятие в одном и том же месте. Ведущий при этом всегда зажигает свечку, но то, о чем будет говорить группа, может быть очень разным.

Переходы между активностями тоже могут быть ритуализированы.

На ритуалы можно опираться и дети, конечно, это делают. Для ребенка повторяемость внутренне озвучивается как «я знаю, что будет дальше» = “это подвластно моему контролю”. Такое переживание повышает ощущение безопасности. Подобно этому совсем маленький ребенок бесконечное количество раз просит прочитать одну и ту же сказку. В этот момент он знает, что будет дальше, ему приятно пред-ощущать. У него также возникает переживание, что он контролирует взрослого, который сейчас читает. Это очень витальное для ребенка переживание.

И также важная часть для ребенка – это обозримость: “я знаю, что мы сейчас поговорим у дерева, а потом мы позанимаемся за столом, а потом мы будем бегать, прыгать и кричать [ и после этого будет чтение книги и потом игра с колокольчиком и зажигание свечи] И мне спокойно, что уже скоро я буду бегать, прыгать и кричать. Я могу обозревать время”.

Ритуал - это возможность для ребенка воспринимать течение времени.

Если ребенок ощущает безопасность у него снижается тревога. Когда у него снижается тревога, у него увеличивается длительность внимания, качество внимания улучшается и повышается способность к саморегуляции. Интеграция событийного контента занятия при сниженной тревоге происходит эффективнее.

И конечно, ритуалы облегчают ведение занятия, так как предлагают схему, по которой ведущий тоже двигается.

Наверное, это и есть то основное и сущностно важное, что я хотела бы сообщить вам об арт-терапии и том, как она работает.
2024-07-30 09:11