Часто введение правил в пространстве связано у ребенка и у родителя со словом «нельзя». Дети сильно устают от этого слова и часто перестают его слышать или теряют проактивную мотивацию .
Понятно, что нам - родителям - нужно это «нельзя» для того, чтобы в первую очередь, обеспечивать безопасность ребенка и, во-вторую - регулировать его поведение. Но давайте попробуем, просто представить, как можно превратить нельзя в можно и подумать - зачем это стоит попробовать.
Простые примеры:
Вместо «Нельзя есть столько сладкого» - “можно съесть банан, яблоко, морковку, апельсин и так далее. Они тоже очень сладкие, просто не такие яркие как конфеты. Давай ВМЕСТЕ оживим манадарины, яблоки и бананы - нарисуем им глаза и улыбки. Так они точно станут ярче. А потом, как большие великаны, съедим их це-ли-кооооом!!!”
Вместо “нельзя смотреть столько мультиков” - “можно ВМЕСТЕ почитать вооон ту или другую книжку с картинками или нарисовать первый и последний кадр самого интересного мультфильма… Как зовут твоего любимого героя?”
Вместо “нельзя говорить такие слова” - “можно ВМЕСТЕ придумать заклинания защиты себя в ссоре с другом или для победы над грустными мыслями. Ну вот например… трампле-трумпле-тримпле-блюм разрази молния и гром тебя - бум-бурум-бум.
Вы заметили, что все указанные родительские “можно” (и это только несколько примеров) включают в себя СОВМЕСТНУЮ деятельность. Часто так получается, что сообщая “нельзя” мы оставляем ребенка как будто в одиночестве, самостоятельно искать альтернативы неразрешенным действиям. Это, конечно, еще сильнее фрустрирует его, но как будто экономит нам время-внимание. На самом деле - нет. Разъясняя и объясняя ребенку почему что-то нельзя, мы потратим примерно столько же времени, сколько потратим на совместное “можно”. При этом совместная деятельность “можно” еще и обеспечит нас хорошим запасом позитивного совместного опыта. А это важнейший капитал близости.
Конечно, мы - родители - устаем, мы заняты, мы тревожимся, у нас не хватает внимания на многие детали, которые важны ребенку и на, что быть “идеальным родителем”, тем более. С высокой долей вероятности предполагаю, что таких в реальности не существует. Данный текст - это не инструкция, с которой можно справиться или нет. Это просто направления для внимания.
Понятно, что нам - родителям - нужно это «нельзя» для того, чтобы в первую очередь, обеспечивать безопасность ребенка и, во-вторую - регулировать его поведение. Но давайте попробуем, просто представить, как можно превратить нельзя в можно и подумать - зачем это стоит попробовать.
Простые примеры:
Вместо «Нельзя есть столько сладкого» - “можно съесть банан, яблоко, морковку, апельсин и так далее. Они тоже очень сладкие, просто не такие яркие как конфеты. Давай ВМЕСТЕ оживим манадарины, яблоки и бананы - нарисуем им глаза и улыбки. Так они точно станут ярче. А потом, как большие великаны, съедим их це-ли-кооооом!!!”
Вместо “нельзя смотреть столько мультиков” - “можно ВМЕСТЕ почитать вооон ту или другую книжку с картинками или нарисовать первый и последний кадр самого интересного мультфильма… Как зовут твоего любимого героя?”
Вместо “нельзя говорить такие слова” - “можно ВМЕСТЕ придумать заклинания защиты себя в ссоре с другом или для победы над грустными мыслями. Ну вот например… трампле-трумпле-тримпле-блюм разрази молния и гром тебя - бум-бурум-бум.
Вы заметили, что все указанные родительские “можно” (и это только несколько примеров) включают в себя СОВМЕСТНУЮ деятельность. Часто так получается, что сообщая “нельзя” мы оставляем ребенка как будто в одиночестве, самостоятельно искать альтернативы неразрешенным действиям. Это, конечно, еще сильнее фрустрирует его, но как будто экономит нам время-внимание. На самом деле - нет. Разъясняя и объясняя ребенку почему что-то нельзя, мы потратим примерно столько же времени, сколько потратим на совместное “можно”. При этом совместная деятельность “можно” еще и обеспечит нас хорошим запасом позитивного совместного опыта. А это важнейший капитал близости.
Конечно, мы - родители - устаем, мы заняты, мы тревожимся, у нас не хватает внимания на многие детали, которые важны ребенку и на, что быть “идеальным родителем”, тем более. С высокой долей вероятности предполагаю, что таких в реальности не существует. Данный текст - это не инструкция, с которой можно справиться или нет. Это просто направления для внимания.