Арт-терапия: Журнал Американской Ассоциации Арт-терапии, стр. 1–7, 2024

Исследование интеграции технологий в арт-терапию: результаты интервьюирования арт-терапевтов
Ферештехоссадат Шоджаеи, Джон Осорио Торрес и Патрик С. Ших

← к другим статьям
Аннотация

С повышением роли технологий в сфере здравоохранения исследуются возможности их применения в арт-терапии. Существующие исследования дают общее представление об использовании технологий в арт-терапии, но не содержат детального анализа их целей и воздействия. В этом кратком отчете представлены результаты полуструктурированных интервью с 20 арт-терапевтами из Американской ассоциации арт-терапии (AATA), которые описали внедрение технологий в свою практику. Мы выделили преимущества и недостатки использования технологий в трех ключевых категориях: управление клинической деятельностью, планирование сеансов и терапевтические интервенции. Этот отчет направлен на изучение текущей практики использования технологий арт-терапевтами с включением краткого описания потенциального вклада данного исследования в область арт-терапии.

Ключевые слова: арт-терапия; онлайн-арт-терапия; терапевтические интервенции.

Введение

Эмпирические исследования демонстрируют положительное влияние креативных видов терапии (КАТ, CAT, Creative Arts Therapies), включая арт-терапию (АТ, AT, Art-Therapy), на психологическое и физическое благополучие клиентов. Согласно Американской ассоциации арт-терапии (AATA, American Art Therapy Association), арт-терапия целостно задействует разум, тело и дух, используя невербальные формы общения, такие как кинестетические, сенсорные и символические выражения (American Art Therapy Association, 2017). В каждом из методов КАТ применяются различные средства, уделяющие особое внимание творческому самовыражению. Арт-терапия опирается на визуальные художественные практики в рамках терапевтических отношений, которые способствуют самовыражению (Shojaei et al., 2023).

Использование технологий в арт-терапии помогает расширить возможности терапевтических интервенций и облегчить доступ к услугам арт-терапевтов (Hoey et al., 2010). Кризис, вызванный пандемией COVID-19, ускорил внедрение технологий в сферу поддержки онлайн и подчеркнул необходимость телемедицины как расхожего инструмента предоставления медицинских услуг (Feijt et al., 2022). Интеграция технологий в арт-терапию дает такие преимущества, как повышение безопасности (Hancock et al., 2010), создание среды, свободной от беспорядка (Zubala et al., 2021), развитие креативности, укрепление уверенности клиентов и снижение тревожности (Diggs et al., 2015). Видеоигры и виртуальная реальность (VR) оказывают положительное влияние на физическое и психическое состояние (Annema et al., 2010; Franco, 2016), способствуют решению проблем и развитию коммуникации и когнитивных способностей в безопасной обстановке (Lie et al., 2022).

Телемедицина предоставляет удобный формат проведения сеансов, устраняет географические барьеры, снижает затраты и обеспечивает непрерывность оказания помощи (Dores et al., 2020; Taylor et al., 2020). Исследования также показывают, что она повышает качество обучения стажеров благодаря использованию модели активного обучения (Nolan & Bostelmann, 2021). Программное обеспечение для административных задач упрощает рабочий процесс, снижает количество ошибок и повышает качество терапевтических решений (Honeyford et al., 2022).

В тоже время применение технологий в сфере арт-терапии ставит перед специалистами ряд вопросов. Быстрое внедрение технологий во время пандемии вызвало инфраструктурные и практические проблемы (Feijt et al., 2022). Приобретение цифровых инструментов является финансово затратным, и их использование требует обучения персонала и обеспечение безопасности данных. (Queen, 2021). Финансовые ограничения, организационные барьеры и нехватка специалистов препятствуют широкому распространению телемедицинских услуг (Shannon Mace et al., 2018). Использование технологий также может снижать восприятие невербальных сигналов и сенсорных впечатлений клиентов (Zubala et al., 2021). Терапевты выражают обеспокоенность отвлекающими факторами во время сеансов и возможным повреждением оборудования, что подчеркивает необходимость создания стратегий минимизации рисков (Darewych et al., 2015; Diggs et al., 2015). Этические проблемы конфиденциальности клиентов особенно актуальны при проведении сеансов онлайн (Asawa, 2009; Carlton, 2014).

Таким образом, Choe и Carlton (2019) рекомендуют внедрять четкие процедуры получения информированного согласия и постоянное обучение цифровой грамотности.

С учетом этих опасений, возникает необходимость в сотрудничестве между терапевтами и разработчиками для эффективного использования компьютерных приложений в арт-терапии для расширения возможностей существующих инструментов. При этом необходимо обеспечить гарантию того, что новые технологические разработки будут соответствовать терапевтическим стандартам (Gussak & Nyce, Citation 1999; Peterson, Citation 2006). Как исследователи взаимодействия человека и компьютера с опытом работы в области искусства и дизайна, вместе с арт-терапевтами мы заинтересованы в повышении простоты использования и эффективности технологий. Первым шагом данного исследования станет изучение текущего использования технологий в арт-терапии и изучение проблем и успехов посредством интервью с терапевтами, опираясь на которые, можно будет продолжать работу в данной области.

Методы исследования

Дизайн исследования

Это качественное интервью-исследование было проведено докторантами, которые исследуют взаимодействие человека и компьютера с акцентированием внимания на арт-терапию. Оно получило полное одобрение (#17154) Наблюдательного совета университета, что обеспечило соблюдение этических норм при выборе участников, конфиденциальности, добровольности участия и получении информированного согласия.

Участники

Терапевты были приглашены для участия лично на 53-й ежегодной конференции AATA. Двадцать участников дали устное согласие на проведение индивидуальных полуструктурированных интервью. Этот подход позволил задавать дополнительные вопросы, обеспечивал эффективность процесса и разнообразие точек зрения при одновременной экономии времени и финансовых затрат.

Процедура

Полуструктурированные интервью длились около 30 минут. Они включали в себя открытые вопросы, направленные на получение подробных ответов об интеграции технологий в арт-терапию. Интервью проводились конфиденциально, аудио записывались только с согласия участников и впоследствии, с целью защиты персональных данных, были использованы псевдонимы для обозначения записей.

Темы обсуждения:

  1. Демографические данные участников, их образование, сертификации и стаж работы в арт-терапии.
  2. Преимущества и недостатки использования технологий в арт-терапии по мнению интервьюируемых участников.
  3. Технологические инструменты или платформы, используемые арт-терапевтами и клиентами, и их эффективность.
  4. Этические вопросы и проблемы при использовании технологий.
  5. Пожелания и рекомендации арт-терапевтов по внедрению технологий в практику арт-терапии.

Достоверность

Мы обеспечили достоверность нашего качественного исследования тремя способами:

1) Вопросы для интервью основывались на информации, полученной из тематической литературы.

2) Мы проводили индивидуальные интервью с выбранными участниками для минимизирования влияние коллег и возможности получить честные ответы об опыте участников.

3) Мы объединили и провели повторную проверку инструментов сбора данных, так как все интервью записывались на аудио, фиксировались в подробных полевых заметках и проверялись повторно на точность с помощью расшифровок, созданных нейросетью. Участникам была гарантирована строгая конфиденциальность, что усилило стандарты безопасности как для обработки данных, так и для публикации результатов. Эти меры повышают надежность и этическую целостность нашей исследовательской методологии.

Анализ данных

Мы провели тематический анализ (Braun & Clarke, 2012), чтобы выявить ключевые паттерны полученных данных. Использовались программы для анализа качественных данных Otter.ai и Taguette. Авторы независимо кодировали стенограммы, а затем совместно дорабатывали коды для обеспечения более обширного охвата тем.

Результаты исследования

Анализ интервью основан на трех темах:

  1. Цели использования технологий
  2. Преимущества использования технологий
  3. Недостатки использования технологий

Цели использования технологий

В результате исследования было выявлено, что арт-терапевты используют технологии в своей практике в качестве инструментов для:

  1. Управления клинической деятельностью
  2. Планирования сеансов
  3. Терапевтических интервенций

Если вышеперечисленные инструменты не предписаны организацией, терапевты выбирают те, которые уже знакомы и удобны, или те, которые были рекомендованы коллегами. Участники-пользователи технологий разделяются на три группы:

  • Только арт-терапевт
  • Только клиент
  • Арт-терапевт совместно с клиентом

Однако эти группы могут пересекаться.

Инструменты для управления клинической деятельностью

Согласно участникам исследования, инструменты для управления клиническими задачами охватывают три основные цели:

1) Ведение документации.
2) Ведение бухгалтерии.
3) Телемедицина.

Терапевты, работающие в организациях, обязаны использовать системы электронных медицинских записей (EHR) и электронных записей о здоровье (EMR), соответствующие стандарту HIPAA, или программное обеспечение для администрирования своей практики (PMS).

Мы выяснили, что терапевты используют такие системы EHR/EMR, как Simple Practice, NextGen и другие, чтобы упростить ведение записей пациентов, работу со счетами, проведение телемедицинских консультаций и предоставление доступа к образовательным ресурсам. Программы PMS, такие как IntakeQ, упрощают заполнение форм, управление счетами и проведение телемедицинских консультаций. Программы телемедицины, такие как Doxy.me, обеспечивают соответствие требованиям HIPAA во время дистанционных сессий. Терапевты, работающие в частной практике, также используют различные программы, не соответствующие стандарту HIPAA, чтобы снизить расходы (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Технологии управления клинической деятельностью

Функция Примеры технологий

Документация Simple Practice, NextGen, ShareNote, TherapyNotes, Microsoft Word, Google Docs

Биллинг Microsoft Excel, Square, CapitalOne

Телемедицина Doxy.me, Google Meet, FaceTime, WhatsApp


Инструменты планирования сеансов

Технологии используются для планирования арт-терапевтических сеансов, включая:

  • Назначение встреч
  • Подготовка материалов
  • Самопродвижение услуг

Инструменты включают как HIPAA-совместимые программы, так и стандартные цифровые платформы, такие как Google Календарь и Canva.

Таблица 2. Инструменты для планирования сеансов

Функция Примеры технологий

Расписание встреч Google Calendar, iPhone Calendar, Cozi

Коммуникация с персоналом Tiger Text (защищённая платформа), GroupMe

Подготовка материалов Canva, Adobe Suites, принтеры


Терапевтические интервенции

Инструменты для терапевтических интервенций направлены на улучшение взаимодействия с клиентом.

  1. Создание арт-работ (рисование, коллажи)
  2. Сторителлинг
  3. Игры
  4. Пение и танцы
  5. Восприятие искусства
  6. Обучение и образование

Таблица 3. Инструменты для терапевтических интервенций

Тип активности Инструменты

Коллаж/рисование Zoom Whiteboard, Procreate, Google Jamboard

Рассказывание историй Oaklander Training, онлайн-театры кукол

Игры UNO, Kahoot, iogames.space

Музыка Spotify, YouTube, Apple Music

Обучение YouTube (Go Noodle, Cosmic Kids), Meetup


В процессе создания работ, таких как цифровая живопись и коллажи, терапевты используют различные цифровые инструменты, а также обучающие программы на YouTube для изучения техник лепки, к примеру, кинцуги. Благодаря программа iMovie или Picsart терапевты могу создавать короткие видеоролики вместе с клиентами. Повествование историй, поддерживаемое ресурсами Oaklander Training, побуждает клиентов исследовать личные истории через онлайн-активности, такие как песочницы, кукольные домики и театры кукол. Игры способствуют установлению связей и расслаблению во время сеансов - это могут быть настольные, карточные игры, а также видеоигры, головоломки и обучающие игры. Пение и танцы также упоминаются как возможные варианты для использования в терапевтической интервенции, способствующие физическому самовыражению и эмоциональной разрядке с использованием различных цифровых инструментов. Сеансы изучения искусства включают виртуальные активности или фоновую музыку для создания терапевтической атмосферы и расслабления с помощью музыкальных приложений, таких как Spotify, YouTube, Apple Music и других. Для обучения и просвещения клиентов терапевты применяют приложения для отслеживания настроения, программы для развития социальных навыков, такие как Meetup и Circle, а также образовательные YouTube-каналы.

Преимущества использования технологий

В ходе интервью были выявлены четыре ключевые темы в преимуществе использования технологий в арт-терапии: упрощение работы терапевтов, повышение доступности через платформы и программное обеспечение, расширение возможностей клиентов в психологическом и физическом плане, а также повышение их безопасности.

Упрощение работы арт-терапевтов

Арт-терапевты высоко оценили специализированное программное обеспечение EHR/EMR и PMS за эффективную организацию и беспрепятственный доступ к информации. По словам одного из участников: «[эти инструменты] буквально управляют моим бизнесом». Эти программы не только упрощают ведение данных о клиентах, прогресс-отчётов и планов лечения, но и повышают возможность эффективного мониторинга процесса работы с клиентами, позволяя терапевтам с легкостью и точностью ориентироваться в данных о клиенте.

Расширение доступности через платформы и программное обеспечение

Терапевты отметили преимущества интернет-платформ в плане мобильности, гибкости и портативности. Приложения для проведения видеоконференций позволяют участвовать в сеансах арт-терапии дистанционно. Как отметил один из участников: «[если] они не могут встретиться лично, это позволяет им дольше оставаться на связи», особенно для клиентов, которые не могут добраться на сеанс или у которых нет для этого необходимых материалов из-за финансовых ограничений. Терапевты также подчеркнули преимущества онлайн-программ на портативных устройствах за их удобный доступ к данным и «обеспечение конфиденциальности».

Расширение возможностей клиентов в психологическом и физическом плане

Терапевты указали, что удалённые сеансы создают у клиентов ощущение «комфорта» и спокойствия, особенно у тех, кто испытывает сложности с установлением близких отношений, так как они могут находиться у себя дома. Более того, возможность вносить изменения в создаваемые работы позволяет клиентам, которые ранее сталкивались с трудностями в творчестве, самокритикой и стремлением к совершенству, свободнее выражать себя. Таким образом, технологии способствуют развитию креативности и самовыражению в «безопасной среде».

Повышение безопасности клиентов

Данные показали, что использование технологий повышает безопасность клиентов по нескольким причинам. Арт-терапия онлайн снижает риски заражения вирусами при совместном использовании инструментов, что особенно актуально в «условиях, когда люди сильно беспокоятся о микробах и чистоте» (например, в больницах). Кроме того, взаимодействие с сенсорными экранами (например, создание арт-работ на графическом планшете) помогает уменьшить риск физического повреждения, связанный с использованием острых инструментов. Это особенно важно в работе с клиентами, которые могут нанести вред себе или другим. По словам участников, переход на удаленные сеансы стал предпочтительным для некоторых клиентов как по «практическим причинам», так и из-за «повышенного комфорта», особенно после пандемии COVID-19.

Недостатки использования технологий

Участники также выделили недостатки, связанные с внедрением технологий. В частности, они отметили снижение качества сеансов, увеличение рабочей нагрузки на терапевтов, финансовые затраты и потенциальные риски для безопасности клиентов.

Снижение качества сеансов

Терапевты считают, что инструменты для управления клинической деятельностью могут снижать уровень внимания из-за невозможности напрямую наблюдать за процессом создания арт-работ и вмешиваться при необходимости во время онлайн-сеансов, что снижает вовлеченность клиентов. Кроме того, терапевты заметили, что использование устройств, таких как планшеты или телефоны, во время сессий снижает концентрацию клиентов, особенно у тех, кто страдает СДВГ. Также было отмечено, что технологии, такие как виртуальная реальность (VR), хоть и кажутся интересными, не могут воспроизвести тактильные ощущения традиционного творческого процесса. Более того, качество онлайн-сеансов сильно зависит от стабильности интернет-соединения и отсутствия перебоев с электричеством.

Повышение нагрузки на арт-терапевтов

Многие терапевты отметили, что интеграция технологий в арт-терапию увеличивает их рабочую нагрузку из-за необходимости вкладывать время и усилия в изучение новых инструментов или платформ, что нередко требует дополнительного обучения или поддержки. Это также приводит к необходимости обучать клиентов работе с технологиями, особенно пожилых людей, что подчеркивает сложность внедрения новых технологий для этой группы клиентов. Эти факторы в совокупности увеличивают нагрузку на терапевтов при использовании новых технологий.

Финансовые затраты

Терапевты выразили обеспокоенность по поводу финансовых затрат на внедрение технологий в арт-терапию. Они отметили расходы на подписки и лицензии программного обеспечения, а также на оборудование, такое как VR-устройства, которые, по их мнению, могут улучшить терапию, но часто оказываются дорогостоящими. Участники отмечают, что этот финансовый барьер ограничивает доступ клиентов к технологическим интервенциям и в конечном итоге лишает их возможности доступа к услугам арт-терапии.

Потенциальные риски безопасности для клиентов

Арт-терапевты выразили обеспокоенность по поводу физической безопасности клиентов, особенно тех, кто страдает психическими расстройствами, при использовании некоторых технологий. Они подчеркнули необходимость применения технологий, которые «безопасны для взаимодействия» во время сеансов. Дополнительно были подняты вопросы о возможных утечках данных клиентов при использовании технологий.

Обсуждение

Наше исследование подчеркивает преобразующий потенциал технологий в арт-терапии, акцентируя внимание на необходимости понимания их преимуществ и недостатков. Технологии могут упростить административные задачи для терапевтов и обеспечить соответствие требованиям HIPAA, но также создают трудности, такие как необходимость обучения и финансовые барьеры, что подтверждается предыдущими исследованиями (Budd, 2023). Для клиентов технологии могут снизить физические и психологические нагрузки, способствовать развитию креативности и снижению тревожности, связанной с очными сеансами, особенно в постковидный период. Однако остаются проблемы цифровой грамотности (Shannon Mace et al., 2018; Witteveen et al., 2022) и недостаток сенсорного взаимодействия. Хотя телемедицина расширяет доступ к терапии, вопросы конфиденциальности требуют тщательного подхода. Сотрудничество между дизайнерами и терапевтами, наряду с удобным для пользователя дизайном и всесторонним обучением (Molfenter et al., 2021), может усилить преимущества и минимизировать риски использования технологий в арт-терапии.

Практическое значение

Наши результаты подтверждают периодизацию внедрения технологий в данной сфере. Хотя исследование не охватывает все возможные варианты применения технологий, мы предлагаем:

  1. уделить приоритетное внимание обучению цифровой грамотности для устранения пробелов в знаниях как у терапевтов, так и у клиентов;
  2. способствовать междисциплинарному сотрудничеству между специалистами по арт-терапии и взаимодействию человека и компьютера (HCI) для повышения доступности технологий и безопасности клиентов.

Ограничения исследования

Мы выявили два ограничения:

  1. Отсутствие клиентской перспективы
  2. Ограниченная обобщаемость выборки.

Данное исследование опиралось исключительно на мнение терапевтов о преимуществах и сложностях использования технологий в арт-терапии, не учитывая опыт клиентов. Кроме того, размер выборки, состоящей из 20 участников из США, может не отражать всего разнообразия опыта, что ограничивает возможность обобщения результатов. В будущем исследования должны включать мнения клиентов и более крупную, разнообразную выборку для более полного понимания роли технологий в арт-терапии.
ЗаключениеВ заключение, наше исследование предоставляет всесторонний обзор текущего состояния использования технологий в арт-терапии, классифицированного по функциям. Оно также подчёркивает возможности и вызовы, связанные с этими технологиями, предлагая рекомендации по улучшению их интеграции в практику арт-терапии.

Благодарности

Исследование поддержано грантом NSF IIS #2145049.

Сноски

Ферештехоссадат Шоджаеи, магистр искусств, и Джон Осорио Торрес, магистр наук, — докторанты, специализирующиеся на проектировании взаимодействия человека и компьютера на кафедре информатики Университета Индианы, Блумингтон, Индиана. Патрик С. Ших, доктор философии, — доцент кафедры информатики Университета Индианы, Блумингтон, Индиана. Корреспонденцию, касающуюся этой статьи, следует направлять на имя первого автора по адресу: fshojaei@iu.edu.
Эта статья была опубликована повторно с незначительными изменениями. Эти изменения не повлияли на академическое содержание статьи.

АВТОРСКИЕ ПРАВА 2024 Автор(ы). Опубликовано по лицензии Taylor & Francis Group, LLC.

Это статья открытого доступа, распространяемая на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4.0/), которая разрешает некоммерческое использование, распространение и воспроизведение в любом формате при условии указания авторства оригинальной работы и при условии, что материал не будет изменен, переработан и использован для создания производных материалов. Условия публикации позволяют авторам или с их согласия разместить принятый рукописный текст в репозитории.

Оригинал статьи, список литературы, контакты авторов здесь.