Школа творческих терапий, Университет Хайфы, Хайфа, Израиль
В 2000 году был проведен важный обзор арт-терапевтической литературы, главной целью которого являлся ответ на вопрос — действительно ли арт-терапия работает? В обзоре рассматривалось 17 статей, посвященных эффективности этого метода. Спустя два десятилетия после выхода документа, область исследований арт-терапии как метода значительно расширилась и процветает. Современные обзоры описывают широкий спектр как качественных, так и количественных применяемых методов исследований. Некоторые из них сосредоточены на арт-терапии в работе с определенными группами населения или возрастными категориями. Цель настоящего обзора тематической литературы — внести вклад в продолжающуюся дискуссию в области исследования арт-терапии как метода, исследуя новейшие исследования, посвященные ее эффективности для широкого круга взрослых клиентов. Мы провели тщательный поиск в четырёх базах данных и изучили каждую статью, использующую количественные метды, которая затрагивает вопросы оценки результатов в области арт-терапии с 2000 по 2017 годы. Данная работа представляет 27 новейших исследований, в которых анализируется эффективность арт-терапии для взрослых клиентов, и делит их на семь клинических категорий: онкологические пациенты, пациенты с разными медицинскими состояниями, клиенты с психическими расстройствами, клиенты, пережившие травму, заключённые, пожилые люди и клиенты без конкретных диагнозов, но сталкивающиеся с ежедневными трудностями. Обзор фокусируется на возможностях и эффективности арт-терапии в этих клинических группах и предлагает рекомендации на рекомендует расширение и развитие подобных исследований в будущем.
В 1999 году Американская ассоциация арт-терапии (AATA) опубликовало миссию организации, указав на то, что исследования должны стать важной частью ее работы, а также определило главные темы исследований и направления будущей работы. Год спустя
Рейнольдс и др. (2000) опубликовали обзор, который касался терапевтической эффективности арт-терапии. В обзор вошли исследования, различающиеся по качеству и стандартам. Всего было проведено восемь исследований, среди которых в одной группе отсутствовала контрольная группа, в четырех контрольная группа был без рандомизации, и только в пяти исследованиях была рандомизация (РКИ — рандомизированные контролируемые исследования). Общим выводом стала необходимость расширения исследования для лучшего определения подходящих арт-терапевтических методов для различных групп населения.
Два десятилетия спустя область исследования арт-терапии значительно расширилась и претерпела изменения. Появилось несколько обзоров, описывающих эти процессы, и среди них есть те, в которых разные группы населения не разделяются между собой, что позволяет оценить общую эффективность арт-терапии. Например, в дополнение к
работе Рейнольдса и коллег 2000 года, десять лет спустя
в 2010 году Слейтон с коллегами исследовали статьи, опубликованные с 1999 по 2007 год, в которых измерялись результаты арт-терапии с различными группами населения. Их обзор включал качественные исследования, работы на основе одного клиента, исследования без контрольных групп, с контрольной группой без рандомизации, а также небольшое количество исследований с контрольной группой и рандомизацией. Они пришли к выводу, что развитие в этой области наблюдается, но необходимы дополнительные исследования. Четыре года спустя
в 2014 году Моджеан с коллегами обобщили высококачественные исследования с РКИ, сфокусированные на арт-терапии для взрослых. Им удалось найти восемь подобных исследований, проведенных с 2008 по 2013 годы. В семи из них говорилось о положительном влиянии арт-терапии, но также отмечалось, что для окончательных выводов необходимы еще более надёжные контролируемые исследования.
В дополнение к этим комплексным обзорам за последние годы появилось множество обзоров тематической литературы, которые касаются специфических групп и различных методов исследований. Например,
в 2012 году в области арт-терапии для взрослых Холмквист и Перссон изучили исследования по арт-терапии для клиентов с психосоматическими расстройствами, расстройствами пищевого поведения и клиентов, находящихся в кризисных ситуациях, опираясь на тематические исследования и методы интервенции. Они пришли к выводу, что имеющихся данных было недостаточно для доказательства эффективности арт-терапии для этих конкретных расстройств. Аналогично
в 2010 году Геуэ и
Вуд в 2011 году занимались изучением арт-терапии в работе с онкологическими пациентами. Оценив данные количественных и качественных исследований, они обнаружили, что большинство работ были сосредоточены на женщинах с раком молочной железы. В процессе работы они задокументировали методы арт-терапевтической работы, специально использованные с этой группой, и в целом пришли к выводу, что данные качественных исследований указывают на улучшение некоторых эмоциональных состояний клиентов. Ещё одна
статья Хьюэ 2015 года рассматривала способы снижения стресса на рабочем месте через арт-терапевтические практики. Статья включала в себя результаты 11 исследований, проведенных различными методами. Главным фокусом авторов данной работы стало описание конкретных арт-терапевтических методов для работы в данном контексте, а также утверждение того, что постепенно появляется все более обширный массив знаний, подтверждающий пользу арт-терапии для людей, постоянно находящихся в стрессовых условиях на рабочем месте.
За последние три года ряд обзоров контролируемых количественных исследований более конкретно занимались вопросом эффективности арт-терапии в работе с определенными группами населения.
В 2015 году Шаутен с коллегами проанализировали количественные исследования по арт-терапии со взрослыми, пережившими травму. Они обнаружили, что только шесть исследований включали контрольную группу, среди которых только одно было рандомизированно. В половине исследований было зафиксировано значительное снижение симптомов травмы, а одно исследование указало на снижение уровня депрессии у клиентов, работающих с арт-терапевтом. Отмечалось, что проведение количественного мета-анализа в арт-терапии затруднено из-за небольшого размера групп и частого использования нескольких терапевтических методов одновременно. В свою очередь,
в 2015 году было проведено исследование под руководством Уттли на предмет эффективности арт-терапии в работе со взрослыми с непсихотическими психиатрическими расстройствами (тревога, депрессия и фобии). За основу было взято 15 рандомизированных контролируемых количественных исследований, из которых 10 указали на положительные изменения после арт-терапии по сравнению с контрольной группой. Исследователям не удалось провести мета-анализ из-за клинической разнородности и недостатка данных в исследованиях. В дополнение они проанализировали 12 качественных исследований, которые предоставляли данные о 188 клиентах и 16 терапевтах.
Настоящая статья посвящена исследованиям, нацеленным на измерение эффективности арт-терапии. Она решает две основные задачи. Первая — это определение понятия «эффективность». Мы приняли
определение Хилла 1979 года: «качество вмешательства, которое приносит больше пользы, чем вреда для тех, кому оно предлагается» (с. 1203). Обзор опирается на позитивистскую перспективу
(Холтон, 1993) и основывается на измерениях эффективности, приведенных в количественных исследованиях. Поскольку арт-терапия остается достаточно молодой областью психотерапии, объем исследований ограничен, а качество их варьируется, что затрудняет создание сравнительного обзора с исчерпывающими выводами. Именно поэтому наш обзор базируется на системе уровней доказательности,
предложенной в 2013 году Кейз-Смит, которая делит исследования на три уровня доказательности: уровень 1 — рандомизированные контролирууемые исследования (РКИ), уровень 2 — нерандомизированные двухгрупповые исследования и уровень 3 — нерандомизированные исследования одной группы.
Вторая задача связана с определением арт-терапии. Мы применили стандартное определение, предложенное Американской ассоциацией арт-терапии:
“Арт-терапия, которая проводится профессиональным арт-терапевтом, эффективно следует личным и межличностным терапевтическим задачам в личностных и межличностных отношениях клиента, а также помогает в решении вопросов, касающихся общества в целом. Арт-терапия используется для улучшения когнитивных и сенсомоторных функций, повышения самооценки и осознанности, укрепления эмоциональной устойчивости, содействия инсайтам, улучшения социальных навыков, уменьшения конфликтов и стресса и поддержки социальных и экологических изменений”
(Американская ассоциация арт-терапии, 2018).
Данное определение четко указывает на то, что арт-терапия проводится в присутствии сертифицированного арт-терапевта и описывает сферы, в которых можно ожидать терапевтического эффекта.
Таким образом, исследовательский вопрос был сформулирован в соответствии с компонентами «PICOS»
(Группа PRISMA и др., 2009): действительно ли арт-терапия эффективна для взрослых клиентов, как это оценивается в результатах, опубликованных с 2000 по 2017 год в различных количественных исследованиях, соответствующих уровням 1, 2 и 3
(Кейз-Смит, 2013)? Эти исследования оценивали эффективность арт-терапии по различным показателям, включая симптомы и физические параметры, оценку здоровья или психического состояния, качество жизни и ресурсы для преодоления трудностей. Эти показатели обычно измерялись с помощью опросников, а иногда — проективными рисунками или физиологическими показателями.
Данная постановка вопроса и желание найти на него ответы является важной ступенью развития дискуссии об эффективности арт-терапии в работе со взрослыми клиентами. Такой подход позволяет академизировать исследования за счет сведения теоретических данных и данных, полученных во время практической работы.
МетодологияПоиск релевантных статей был проведён в январе 2017 года. Мы искали термины «арт-терапия» в комбинации с терминами «Эффективность», «Результативность», «Оценка», «Измерение», «Лечение» и «Интервенция» в четырёх основных электронных базах данных: Medline, PsycInfo, Scopus и Web of Science. Поиск ограничили статьями, опубликованными на английском языке с 2000 года для обеспечения актуальности выводов. Кроме того, были изучены все предыдущие обзоры в данной области для поиска дополнительных статей, которые были бы релевантны этому исследованию.
На начальном этапе оба автора (сертифицированные арт-терапевты) ознакомились с аннотациями, чтобы исключить материалы, не соответствующие целям исследования. В итоге для исследования осталась 151 статья
(фигура 1).
На следующем этапе были отобраны статьи, удовлетворяющие следующим критериям
(фигура 1):
- Они содержали количественную оценку эффективности арт-терапии на выборке клиентов. Таким образом, тематические исследования, описания методов, качественные анализы и обзоры литературы, не отвечающие этим критериям, были исключены - всего на этом этапе было удалено 80 статей.
- Они позволяли оценить уникальное воздействие арт-терапии. Мы исключили статьи, описывающие использование комбинации методов терапевтического вмешательства с использованием различных видов искусства одновременно, а не только визуального искусства. На этом этапе было исключено 14 статей.
- Арт-терапия в исследованиях проводилась в постоянном режиме под руководством сертифицированного арт-терапевта. Были исключены статьи, описывающие методы арт-интервенции, не использовавшиеся в терапевтическом контексте, или одноразовые арт-терапевтические вмешательства, а также сеансы терапии с несертифицированными арт-терапевтами. На этом этапе было исключено 17 статей.
В итоге 37 исследований из 40 статей (три исследования были опубликованы одновременно в двух статьях) были определены как оценивающие «эффективность» арт-терапии в ее количественном выражении. Из 40 статей было отобрано 27 - они описывали арт-терапевтическую работу со взрослым населением. Статьи были классифицированы по уровням доказательности согласно
Кейз-Смит (2013).
РезультатыРезультаты основаны на 27 исследованиях, которые, по нашему мнению, соответствовали необходимым критериям. Решение представить исследования в формате обзора, а не мета-анализа, обусловлено молодой стадией развития арт-терапии как научной области. Исследований в данной области пока недостаточно, а различия между исследованиями и измеряемыми показателями настолько велики, что проведение мета-анализа не дало бы значимых результатов (как указано в выводах
Уттли и др.,
2015a,b). Кроме того, авторы обсуждали вопрос клинической классификации до тех пор, пока не достигли полного согласия. Это позволяет читателю получить доступ к знаниям в данной области так, чтобы способствовать и вдохновлять на дальнее изучение и исследования в области. В выборках, где было проведено больше исследований (например, арт-терапия для онкологических пациентов), эту область можно было бы выделить отдельно и изучить в конкретном контексте. Это могло бы позволить сделать специфические выводы для данной группы. Однако для других групп часто не хватало исследований, что привело к необходимости объединения и классификации групп с похожими характеристиками (например, медицинские состояния).
Следующий раздел представляет результаты, распределенные по семи клиническим категориям. Были использованы различные методы исследования: 17 статей (15 исследований) использовали сравнительную группу с рандомизацией (уровень 1), пять статей (четыре исследования) использовали сравнительную группу без рандомизации (уровень 2), и пять статей использовали одну группу без сравнительной группы (уровень 3). Также наблюдалась заметная гендерная тенденция: девять статей изучали только женщин, тогда как две статьи касались исключительно мужчин. Шестнадцать исследований не определяли исследуемую популяцию по признаку пола.
Категория 1: Онкологические пациентыПервая категория включает арт-терапию для онкологических пациентов
(см. Таблицу 1). С 2006 года было проведено шесть исследований, изучающих её эффективность для данной группы, описанных в семи различных статьях (
Monti et al., 2006, 2012;
Oster et al., 2006;
Öster et al., 2007;
Bar-Sela et al., 2007;
Svensk et al., 2009; Thyme et al., 2009). Пять из шести исследований были рандомизированы (Уровень 1), и пять были направлены на женщин, большинство из которых страдали раком молочной железы. Размер выборки колебался от 18 до 111 клиентов, большинство из которых проходили индивидуальную терапию. Большинство терапевтических процессов были краткосрочными и составляли от пяти до восьми сеансов.
Некоторые исследования использовали различные подходы в арт-терапии. Например, в самом крупном исследовании с участием 111 человек (
Monti et al., 2006) использовалась методика арт-терапии на основе осознанности — комбинация арт-терапии с упражнениями осознанности. Показатели измерения варьировались и включали опросники, оценивающие физические симптомы, ресурсы для преодоления трудностей, качество жизни, депрессию, тревожность и усталость. В одном из исследований (
Monti et al., 2012) также проводилась функциональная магнитно-резонансная томография. Результаты этой категории показывают, что через относительно краткосрочные вмешательства в форме арт-терапии (в основном в форме индивидуальной терапии) можно значительно улучшить эмоциональное состояние и восприятие симптомов у этих пациентов.
Категория 2: Медицинские состоянияВторая категория включает арт-терапию для клиентов, сталкивающихся с различными медицинскими состояниями, не связанными с онкологией (
см. Таблицу 2). С 2011 года было проведено три исследования, посвященные эффективности арт-терапии, каждое из которых охватывало совершенно разные медицинские состояния и использовало различные методы исследования. В самом раннем исследовании рассматривалась арт-терапия для клиентов с тяжелой сердечной недостаточностью
(Sela et al., 2011). В нём участвовали 20 клиентов, которые были случайным образом разделены на две группы (уровень 1). Клиенты проходили групповую арт-терапию в течение шести недель. В исследовании 2013 года изучалась арт-терапия для клиентов, страдающих ожирением (
Sudres et al., 2013), с участием 170 человек, которые были рандомизированы на две группы (уровень 1). В одной группе было 96 клиентов, которые проходили арт-терапию в течение двух недель. В исследовании 2014 года рассматривалась арт-терапия для 25 клиентов с ВИЧ/СПИД (
Feldman et al., 2014), которые проходили индивидуальную или групповую арт-терапию, без контрольных групп (уровень 3). Длительность терапевтического процесса составляла от одной до нескольких сессий. Несмотря на значительные различия между группами и оцениваемыми показателями, эти предварительные исследования демонстрируют потенциал арт-терапии в оказании помощи этим группам.
Категория 3: Психическое здоровьеТретья категория охватывает арт-терапию для клиентов с психическими расстройствами (
см. Таблицу 3). С 2007 года было проведено четыре исследования (две статьи описывают одно и то же исследование —
Crawford et al., 2012;
Leurent et al., 2014,
см. Таблицу 3). Исследования в этой категории сосредоточены на двух основных диагностических направлениях. Первое включает два исследования на пациентах с шизофренией (
Richardson et al., 2007;
Crawford et al., 2012;
Leurent et al., 2014), которые были рандомизированы (уровень 1) и включали большие выборки (90–159 клиентов). Терапевтический процесс варьировался от 12 сеансов до года терапии и включал групповую терапию. Использовались различные показатели, включая возможности пациентов функционировать, их симптомы и отношения. В обоих исследованиях была обнаружена незначительная или нулевая эффективность арт-терапии. Два других исследования относились ко второй диагностической группе: одно рассматривало клиентов с психиатрическими симптомами (
Chandraiah et al., 2012) (уровень 3), а другое — женщин с депрессией (
Thyme et al., 2007) (уровень 1). Длительность терапевтического процесса варьировалась от 8 до 15 недель. Результаты обеих работ показали изменения за время терапевтического процесса, однако из-за отсутствия сравнения с контрольной группой эффективность арт-терапии оценить затруднительно. Результаты этой категории показывают, что необходимы дополнительные исследования для оценки эффективности арт-терапевтических вмешательств для клиентов с психическими расстройствами.
Категория 4: Пережившие травму
Четвертая категория включает арт-терапию для клиентов, переживших травму (
см. Таблицу 4). В этой категории с 2004 года было проведено два исследования, оба с рандомизацией (уровень 1). Первое исследование (
Pizarro, 2004) состояло из выборки 45 студентов, участвовавших в двух сеансах арт-терапии. Эти студенты пережили травмирующее событие, произошедшее на разных жизненных стадиях и с разной степенью интенсивности. В исследовании проводилось сравнение между группой арт-терапии и двумя контрольными группами, одна из которых проходила терапию письмом, а другая выполняла художественные упражнения, не связанные с травмой. Возможно, из-за краткосрочности терапии в этом исследовании не было обнаружено значительных результатов.
Второе исследование (
Kopytin и Lebedev, 2013) охватывало выборку из 112 ветеранов войны, которые проходили 12–14 сеансов арт-терапии. В этом исследовании определение травмирующего события было более конкретным и основывалось на участии в военных действиях. Для некоторых показателей было зафиксировано значительное улучшение по сравнению с контрольной группой.
Обе работы демонстрируют неоднозначные результаты, что может зависеть от выбранных показателей, продолжительности терапии и, возможно, типа травмирующего события.
Категория 5: ЗаключённыеПятая категория касается исключительно обширных исследований Давида Гуссака по арт-терапии с заключенными (
Gussak, 2004,
2006,
2009а, б) (
см. Таблицу 5). В этой области было проведено три исследования эффективности с 2004 года (две статьи описывают одно и то же исследование;
см. Таблицу 5). Первое исследование включало группу, участники которой участвовали в арт-терапевтической сессии (интервенции без контрольной группы (уровень 3), в то время как в двух других исследованиях были контрольные группы (уровень 2); размер выборки варьировался от 48 до 247 участников. Арт-терапевтическое вмешательство проводилось в группах и длилось от четырёх недель в первом исследовании до пятнадцати недель в последнем. В первоначальных исследованиях Гуссак использовал для оценки только рисунки, но в более поздних исследованиях добавились измерения депрессии и локус контроля. Во всех трёх исследованиях было отмечено улучшение эмоционального состояния заключённых, связанное с арт-терапией.
Категория 6: Пожилые людиШестая категория включает арт-терапию для пожилых людей (
см. Таблицу 6). С 2006 года было проведено три исследования эффективности: одно на здоровых пожилых корейцах (
Kim, 2013), второе — на пожилых с депрессией (
McCaffrey et al., 2011), и третье — на пожилых с умеренной и тяжелой деменцией (
Rusted et al., 2006). Во всех трёх исследованиях участников случайным образом разделили на группы (уровень 1), терапия проводилась в группах, и выборка составляла от 39 до 50 клиентов. Количество сеансов варьировалось от шести до сорока. В двух исследованиях измеряли эмоциональное состояние клиентов, и арт-терапия привела к улучшению по этим показателям. В исследовании пожилых с деменцией использовались наблюдательные меры для оценки эмоционального состояния, поведения и способностей, но изменения были зафиксированы лишь по некоторым показателям.
Результаты показывают, что арт-терапия, по-видимому, оказывает положительное влияние на пожилых людей, сталкивающихся с различными жизненными трудностями, что отражено в изменениях показателей в этих исследованиях.
Категория 7: Клиенты, сталкивающиеся с повседневными трудностямиСедьмая категория включает арт-терапию для клиентов, которые сталкиваются с постоянными повседневными трудностями и не попадают под конкретную категорию диагноза (
см. Таблицу 7). С 2008 года было проведено три исследования, два из которых касались стресса различной степени и выгорания у людей, работающих в различных сферах здравоохранения (
Italia et al., 2008;
Visnola et al., 2010). Эти исследования проводились без рандомизации; в одном из них (
Visnola et al., 2010) была контрольная группа (уровень 2), а в другом (
Italia et al., 2008) — не было (уровень 3). Размер выборки варьировался от 20 до 60 участников, а терапевтический процесс включал от 9 до 13 сеансов групповой арт-терапии. Эти исследования показывают, что арт-терапия может помочь медицинским работникам снизить уровень стресса, тревожности и выгорания, связанных с их работой.
Третья статья касается арт-терапии для женщин, проходящих лечение бесплодия (
Hughes and da Silva, 2011). Выборка включала только группу, участники которой участвовали в арт-терапевтической сессии (интервенции), (уровень 3), состоящую из 21 женщины, которые занимались арт-терапией в группе. В этом исследовании было отмечено снижение уровня тревожности и чувства безнадёжности. Выборки в исследованиях данной категории были относительно небольшими и обычно не включали контрольную группу. Однако эта область представляет потенциал для дальнейших исследований.
Обсуждение и заключениеЦелью этого обзора было оценить, является ли арт-терапия эффективной для взрослых клиентов на основе данных количественных исследований, опубликованных с 2000 по 2017 годы. С момента обзора
Рейнольдса и др. (2000) объём знаний в этой области значительно вырос, а также было проведено больше исследований РКИ (уровень 1) с более крупными выборками. Преимущество таких исследований заключается в снижении вероятности ошибок первого рода по сравнению с другими исследованиями, где нет контрольной группы или есть контрольная группа без рандомизации. Тем не менее, исследований по каждой группе населения пока немного, и они существенно различаются по продолжительности терапевтического процесса, предложенным методам интервенции и используемым показателям, что делает невозможным проведение значимого мета-анализа. Однако результаты во многом обнадёживают и показывают тенденцию к проведению всё более тщательно спланированных исследований, которые могут быть проверены и воспроизведены.
Ранее эффективность арт-терапии была очевидна для участников этой области, но в меньшей степени для других специалистов. Сегодня, напротив, публикуются впечатляющие результаты исследований в различных областях, которые могут расширить вклад арт-терапевтов в помощь другим группам и населению.
В процессе нашего поиска мы были поражены большим количеством статей, которые, на первый взгляд, представляли собой интервенции в области арт-терапии, но на самом деле были проведены несертифицированными арт-терапевтами или ограничивались однократным вмешательством, что не соответствовало критериям терапии. Наличие таких исследований подчёркивает необходимость продолжать уточнять и разъяснять, что является арт-терапией, а что — нет, и уточнять, что этот вид терапии должен состоять из постоянных сеансов и проводиться сертифицированным арт-терапевтом, соответствующим установленным критериям профессии (
Американская ассоциация арт-терапии, 2018).
Первые две клинические категории охватывали клиентов, сталкивающихся с различными медицинскими состояниями. В этом разделе мы были удивлены обширностью исследований в области арт-терапии с онкологическими пациентами, большинство из которых были классифицированы как уровень 1. Арт-терапия значительно улучшает качество их жизни и способность справляться с различными психологическими симптомами. Наш обзор дополняет предыдущие обзоры в этой области (
Geue et al., 2010;
Wood et al., 2011) и показывает, что выводы об в работе арт-терапии с онкологическими пациентами в основном базируются на исследованиях высокого уровня доказательности с рандомизацией и относительно большими выборками.
Вторая категория, охватывающая клиентов с различными медицинскими проблемами, в основном ориентирована на предварительное исследование этой области из-за широкого разнообразия популяций. Различия в группах, получающих лечение, предполагают необходимость адаптации методов измерения для каждой категории медицинских проблем. Единственный инструмент, который, возможно, можно было бы применить ко всем этим группам в будущих исследованиях, — это тот, который оценивает улучшение качества жизни. Удивительно, что, в отличие от исследований на онкологических пациентах, которых много, исследований на других пациентов с медицинскими проблемами очень мало.
Третья категория касалась клиентов с проблемами психического здоровья. В этой категории мы сосредоточились только на взрослых клиентах (в отличие от детей, которые будут рассмотрены в отдельной статье) и отделили их от пожилых людей (категория 6). Кроме того, они были выделены отдельно от клиентов, сталкивающихся с травмами (категория 4). В результате относительно небольшое количество исследований соответствовало строгим критериям этого обзора в отношении того, что можно определить как арт-терапию для клиентов с психическими расстройствами, хотя некоторые из исследований имели большие выборки и показали более высокий уровень доказательности. Для клиентов, страдающих шизофренией, результаты обзора не обнадёживают. Эти данные согласуются с многочисленными статьями по психотерапии, адресованными этой группе пациентов, где подчёркивается сложность их лечения (
Pfammatter et al., 2006). Исследования показывают, что наиболее эффективный подход для данной группы — когнитивно-поведенческий (
Turner et al., 2014). Таким образом, в будущем стоит изучить эффективность когнитивно-поведенческого подхода в арт-терапии для данной группы. Также необходимо больше исследований для того, чтобы лучше понять, каким образом арт-терапия может быть полезной для клиентов с другими психическими расстройствами.
Четвёртая категория охватывала клиентов, переживших травму. Хотя исследований в этой области немного, все они имеют более высокий уровень доказательности. Важно отметить, что эти исследования не касались посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), а только тех, кто пережил травматические события. Несмотря на то, что первое исследование (
Pizarro, 2004) не подтвердило эффективность арт-терапии, малое количество сеансов для каждого клиента могло стать основным фактором для таких результатов. При работе с травмой требуется глубокая проработка переживания, и, возможно, двух сеансов оказалось недостаточно. Второе исследование (
Kopytin и Lebedev, 2013) показало, что арт-терапия была полезной, когда вмешательство длилось дольше. Эти данные согласуются с выводами обзора
Schouten и др. (2015). Определённые исследования, рассмотренные
Schouten и др. (2015), не были упомянуты в нашем обзоре, так как некоторые из них не были опубликованы в виде статей, а другие включали однократные вмешательства, которые не проводились сертифицированными арт-терапевтами.
Пятая категория охватывала заключённых. В этой области стоит отметить работу Гуссака, который провёл ряд исследований с растущим числом участников. Его результаты однозначно указывают на потенциал арт-терапии для заключённых, особенно в длительных интервенциях.
Шестая категория касалась пожилых людей. Область геронтологической арт-терапии набирает обороты в последние годы (
Im и Lee, 2014;
Wang и Li, 2016). Из статей ясно, что групповые терапевтические сеансы особенно подходят для этих клиентов и что важно продолжать исследования, чтобы определить эффективные методы вмешательства для этой группы. Результаты исследований указывают на значительный потенциал этой области.
Седьмая и последняя категория охватывала клиентов, которые сталкиваются с повседневными трудностями. Результаты показывают, что арт-терапия может быть подходящей формой лечения и способом смягчить такие проблемы, как стресс и выгорание на работе.
В целом данный обзор документирует обширные исследования, проведённые за последние годы; хотя качественные исследования не были включены в эту статью, несомненно, что использование разнообразных методов исследования может помочь расширить знания в этой области. Что касается количественных исследований, обзор оценивает эффективность арт-терапии для взрослых клиентов по данным исследований последних лет, с учётом семи клинических категорий.
У настоящего обзора есть несколько ограничений. Во-первых, из-за малого количества исследований в данной области он включает различные уровни количественных исследований. Некоторые исследования не имели контрольных групп, другие включали контрольные группы с другими методами лечения (например, вербальной терапией). Эта вариативность затрудняет обобщение результатов, но если бы эти исследования не упоминались, это привело бы к ещё меньшему количеству включённых исследований. Во-вторых, во многих исследованиях оценивались несколько различных типов показателей (опросники, рисунки, физиологические индексы). Иногда только некоторые из этих показателей демонстрировали доказательства эффективности арт-терапии. Из-за сложности данных мы не всегда могли детализировать эти нюансы в данном обзоре, и будущим исследователям, интересующимся данной областью, стоит внимательно изучить эти конкретные исследования перед проведением дальнейших исследований на той же популяции. В-третьих, из-за ограниченного количества исследований в данной области нам пришлось комбинировать различные предметные области, принимать решения и создавать искусственные категории, опираясь на наши профессиональные знания и суждения. Например, статья о женском бесплодии (
Hughes и da Silva, 2011) была помещена в седьмую категорию (постоянные повседневные трудности), а не во вторую (медицинские проблемы) из-за сложности этого состояния, которая не всегда является чисто медицинской.
Исследования в данной области можно расширить несколькими способами. Во-первых, арт-терапия — это очень широкая область, охватывающая различные группы населения, некоторые из которых до сих пор не изучены в контексте эффективности лечения.
Во-вторых, на основе выводов данного обзора будущие исследования должны проводиться сертифицированными арт-терапевтами, иметь длительную продолжительность и достаточные выборки. Таким образом, через примерно десятилетие можно будет провести значимый мета-анализ на основе значимых и сопоставимых результатов, что позволит сделать более продвинутые и конкретные выводы. В-третьих, чтобы поднять уровень исследований в нашей области, важно, чтобы исследователи уделяли время и внимание планированию исследований на самом высоком уровне (уровень 1). Недостаточно иметь только большие выборки; следует также предусматривать хорошо контролируемые исследования (РКИ), проводить исследования «вслепую», чтобы ни участники, ни экспериментаторы не знали цель исследования, делить группы исследования и т.д. (
Liebherz et al., 2016;
Munder и Barth, 2018). И, наконец, крайне важно, чтобы исследователи выбирали надёжные и проверенные исследовательские инструменты, которые уже активно применялись.
Эта документация многочисленных исследований об эффективности арт-терапии была долгой и сложной, но также очень обнадеживающей. Мы оптимистично настроены на то, что данная статья позволит сделать ещё один шаг вперёд в развитии этой области.
Вклад авторовВсе авторы внесли существенный, непосредственный и интеллектуальный вклад в работу и одобрили её к публикации.
Конфликт интересовАвторы заявляют, что исследование проводилось в отсутствие каких-либо коммерческих или финансовых связей, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.
Оригинал статьи, список литературы, контакты авторов
здесь