Терапевтические отношения и контакт между арт-терапевтом и клиентом могут быть недостаточно эффективными из-за отсутствия физического со-присутствия клиента и арт-терапевта. Арт-терапевт может не видеть тело клиента целиком, позу, мелкие движения, звуки, сопровождающие создание художественного объекта, процесс создания художественного произведения.Кейс: во время встреч арт-терапевт не видел, что ногти клиента искусаны и в крови, что на руках клиента порезы. В течение продолжительной терапии клиент так и не смог достигнуть желаемых изменений, сформулированных в начале терапии. Видя отсутствие прогресса, арт-терапевт предложил клиенту закончить терапевтические отношения и предложил клиенту на выбор несколько специалистов для очной или онлайн работы.
Рекомендации:- использовать компьютер для созвонов, а не телефон, таким образом, чтобы изображение было сопоставимым с реальными клиентом и арт-терапевтом
- и арт-терапевту, и клиенту рекомендуется выключать видения себя во время встреч, чтобы максимально приблизить формат встречи к очной.
- рекомендуется использовать камеру с высоким разрешением, следующую за движением терапевта/клиента в фокусе. Согласовать постановку камеры таким образом, чтобы арт-терапевт и клиент могли видеть рабочие пространства друг-друга.
- можно предложить клиенту разместить дополнительную камеру для съемки клиента сбоку. Таким образом, арт-терапевт сможет видеть клиента со всех сторон
- рекомендуется использовать микрофон или программы, не подавляющие дополнительные шумы (все шумы, включая дыхание, появляющиеся в процессе взаимодействия с клиентом важны).
- при первой встрече арт-терапевту необходимо собрать детальный анамнез, включающий вопросы про, что может быть упущено из видения при отсутствии физического контакта. Арт-терапевт может задать следующие вопросы:
- Где вы сейчас находитесь, опишите это место?
- Кто сейчас находится в месте, где вы выходите онлайн на встречу со мной?
- Как вы оцениваете, вам комфортно в этом помещении сейчас?
- Как вам кажется, у вас есть сейчас возможность выговориться, проявить свои эмоции свободно, ругаться, кричать?
- Как вы обычно готовитесь к сессии: переодеваетесь, принимаете пищу, работаете до?
- Что вы обычно делаете после сессии?
- арт-терапевту необходимо подстраиваться к онлайн формату. Это может привести к возрастающему самораскрытию арт-терапевта, большей директивности во время встреч, большего вербального сопровождения для компенсации незаметного (задавать вопросы об ощущениях в теле), больше активности во время сессий.
- возможно предположить, что есть запросы, работа с которыми может стать более длительной при онлайн работе, чем при очной работе
Клиент может не знать как подготовиться к встречам (организовать пространство, подготовить художественные материалы, и т. д.) таким образом, чтобы обеспечить безопасность, поскольку при очном формате — это задача терапевта.Клиент может параллельно переписываться, или терапевт может увидеть что-то нелегальное в домашней обстановке клиентаКейс: на столе клиента рядом с компьютером стояла фотография родителей, с которыми клиент проживал вместе в одной квартире. В ходе длительной терапии клиент не смог сформулировать запрос для встреч и спустя год прекратил терапию.
Рекомендации:
- арт-терапевту необходимо до начала встреч разработать и прислать рекомендации по подготовке к встречам, включая подготовку помещения, арт-материалов, салфеток, стола для художественной практики, рекомендации к выбору одежды для встречи.
- арт-терапевт может рекомендовать клиенту убрать личные, вызывающие яркие эмоции объекты, на время встреч, а также рекомендации и алгоритмы действий при нарушении приватности клиента во время встреч людьми, совместно проживающими с клиентом.
- арт-терапевт может рекомендовать клиенту исключить всю параллельную переписку во время встреч
Терапевт может не увидеть работу клиента настолько детально, как если бы во время очной встречиКейс: клиент показывал свои работы через веб-камеру с плохим разрешением. Арт-терапевт давал некачественную обратную связь и задавал вопросы, которые не помогали клиенту продвинуться в терапии. Спустя некоторое время клиент перестал приходить на встречи.
Рекомендации:
- арт-терапевт может попросить клиента фотографировать свои работы на телефон в хорошем качестве, а также делать фотографии работы в процессе (например, на каждом этапе инструкции арт-терапевта).
- арт-терапевт и клиент могут выделить отдельный ранее не используемый или ограниченно используемый канал связи для обмена фотографиями, чтобы не отвлекаться на дополнительный виртуальный поток информации при обмене фотографиями. (Если обычно, клиентка использует WhatsApp, использовать Signal или Telegram для обмена фотографими творческих работ)
Ограничения для прямого художественного процесса между арт-терапевтом и клиентом (воплощающий диалог)Кейс: у клиента для онлайн арт-терапии запрос на работу с отношениями, при этом вербально клиентке не удается комментировать отношения, в которых она оказывается или хотела бы отказаться от. Именно поэтому она пришла в арт-терапию. Из-за отсутствия совместного физического пространства арт-терапевт так и не смог подобрать художественные практики для работы с запросом, в том числе арт-терапевт не смог понять привычный для клиентки паттерн отношений при помощи методик воплощающего диалога (совместной художественной практики).
Рекомендации:
- арт-терапевту рекомендуется проводить упражнения на сонастройку и создание объектов на расстоянии
- арт-терапевт может использовать совместный экран в онлайн формате для создания совместных работ или другие цифровые инструменты для совместной художественной практики. (Например, в zoom есть такая функция)
- арт-терапевту рекомендуется адаптировать обычно используемые им для очных встреч практики для работы с различными темами-запросами в онлайн формате. (Примеры возможных форматов: совместный онлайн-фотоальбом, написание совместных стихотворений, обмен ссылками, я, снять видео комнаты)
При переходе в онлайн терапии начатой в очном формате клиент и арт-терапевт могут иметь нереалистичные ожиданияКейс: после длительной очной работы, клиент переехал в другой город. Основной запрос клиента на терапии во время очных встреч были отношения. При переезде запрос изменился: клиенту требовалась поддержка, однако терапевт продолжал работать с изначально заданной темой.
Рекомендации:
- клиенту и арт-терапевту необходимо вновь обсудить запрос клиента
- клиенту и арт-терапевту необходимо договориться о новом сеттинге при переходе в онлайн: продолжительности встречи, стоимости встречи, подготовке к сессии и т. д.
- арт-терапевту необходимо сделать этот переход видимым
Арт-терапевт не может подготовить необходимые для встречи художественные материалы.Кейс: во время сессии терапевт обнаруживает запрос клиента, для работы с которым подошел бы художественный материал с соответствующими терапевтическими свойствами (глина), но который отсутствует у клиента. Обычно этот материал есть у арт-терапевта в кабинете.
Рекомендации:
- арт-терапевту необходимо самостоятельно постоянно экспериментировать с материалами
- арт-терапевт может заранее адаптировать практики для работы с различными запросами таким образом, чтобы упростить набор необходимых художественных материалов.
- арт-терапевт и клиент могут заранее обсудить набор имеющихся у клиента материалов, а также возможности по покупке дополнительных.
- арт-терапевт может предложить свериться по списку с материалами после первых 6 встреч
- арт-терапевт может включить стоимость арт-материалов в стоимость сессии и прислать набор с материалами клиенту через сервис