Раздел 4. Этические аспекты супервизии
В этом разделе рассматриваются отношения между супервизором и супервизантом с учетом рисков эксплуатации, ответственности супервизора, необходимой документации и образования для ведения супервизий. Подчеркивается необходимость соблюдения базовых этических принципов в работе с супервизантом.
4.1 Компетентность супервизора (подготовка, опыт)
Супервизор обязан иметь соответствующую подготовку и опыт, знать об основных моделях супервизии и стадиях развития консультанта. Супервизор постоянно повышает свою квалификацию, участвуя в обучающих программах, повышает уровень своей компетентности. Арт-терапевты обращаются за супервизорской поддержкой к:
  • Специалистам, рекомендованным профессиональным сообществом арт-терапевтов
  • Специалистам в более узких направлениях, имеющим соответствующую подготовку в узком направлении
  • Специалистам, имеющим супервизорскую подготовку в узком направлении
4.2 Конфиденциальность
Супервизор соблюдает конфиденциальность в работе с супервизантом, в том числе знает об ограничениях и рисках онлайн-супервизии. Риски онлайн-супервизии, которые должны учитывать супервизор и супервизант:

  • Риск нарушения конфиденциальности данных, связанный с проведением супервизии через Интернет. Наступление риска может вызывать последствия, связанные с публикацией конфиденциальной информации в открытом доступе. Для предотвращения риска супервизант может соблюдать систему кодирования информации о рассматриваемом кейсе.
  • Риск культурных различий между супервизором и супервизантом, связанный с различными культурными контекстами, влияющими на выбор арт-терапевта, запросы клиента и профессиональные нормы. Наступление риска может вызывать разнообразные чувства и мысли о профессионализме как супервизора, так и супервизианта. Для предотвращения риска супервизант и супервизор могут сделать культурные различия предметом для обсуждения.
4.3 Благополучие клиента
Супервизор осознает, что является частью триады консультант-клиент-супервизор и понимает, что несет ответственность за действия супервизианта. В обязанности супервизора входит обращать внимание супервизианта на соответствие его работы профессиональным стандартам и стандартам этического кодекса.
4.4 Отношения в супервизии
Супервизор делает все возможное для поддержания профессиональных отношений с супервизантом, ясно информируя о границах этих отношений.

В случаях, если отношения между супервизором и супервизантом меняются, супервизор обязан удостовериться в том, что супервизант не подвергается эксплуатации и ему/ей не наносится вред. Также супервизор обязан сохранять объективность в оценке супервизанта, и если возникает риск снижения объективности — предпринять все возможное, проясняя границы отношений. Супервизор должен помнить о том, что супервизант зависит от него и ответственность за выстраивание психологических и физических границ в их отношениях лежит на супервизоре.

4.4.1 Запрещенные виды отношений
Сексуальные и романтические отношения между супервизором и супервизантом в период прохождения супервизии запрещены как в физическом, так и в виртуальном пространстве (например, романтические письма и сексуальное общение онлайн).

Супервизору запрещено оказывать супервизионные услуги людям, в отношении которых он не может сохранять объективность.

Супервизору запрещено оскорблять супервизанта, проявлять агрессию и унижать публично через негативную оценку их действий. В групповой супервизии супервизор обязан справедливо относиться ко всем участникам супервизии и избегать публичных негативных оценок действий, унижающих достоинство супервизанта.

4.4.2 Запрет на терапию супервизанта супервизором
Супервизору запрещено осуществлять психотерапию супервизанта. В случае если супервизант обращается к супервизору за психотерапевтической помощью, супервизор рекомендует супервизанту найти психолога-консультанта или психотерапевта.
4.5 Информированное согласие
Супервизор предоставляет супервизанту информированное согласие (Приложение 13), в котором описывает свою квалификацию, методы работы, пользу и риски супервизии для супервизанта, а также ограничения конфиденциальности. При необходимости в информированном согласии обсуждается дистанционная работа.

4.5.1 Преждевременное завершение отношений
В случае, если супервизор и супервизант сталкиваются с необходимостью завершить отношения раньше сроков, осужденных в начале работы, они обсуждают возникшие разногласия и супервизор перенаправляет супервизанта, рекомендуя не менее двух контактов потенциальных супервизоров.
4.6 Оценка профессиональной пригодности супервизанта
Супервизор осуществляет объективную оценку профессиональной пригодности супервизанта и информирует последнего о наличии у него профессиональных ограничений (например, проявлении дискриминационных установок). Обязанностью супервизора является обсудить с супервизантом, имеющего серьезные ограничения для работы, возможности их преодоления.
4.7 Обязанности и права обучающихся-супервизантов
Крайне желательно, чтобы обучающиеся в программах подготовки арт-терапевтов-консультантов, предоставляли консультационные услуги только при постоянной супервизии во время периода прохождения практики.

Все обучающиеся на образовательной программе проходят обязательную групповую супервизию с супервизорами программы начиная со второго академического года программы. Тогда же обучающиеся, не имеющие высшего психологического образования и, таким образом, не имеющие право оказывать услуги по психологическому консультированию, могут начать личную практику консультирования в арт-терапии, указывая свой статус обучающегося.

Рекомендованная формулировка для начала практики для студенток (студентов) без высшего психологического образования: «Студентка (студент) образовательной программы профессиональной переподготовки „Психологическое консультирование в арт-терапии“, 2 год обучения».

Обучающаяся имеет право завершить отношения с супервизором в случае, если возникнут непреодолимые разногласия.

Супервизируемая обучающаяся обязана сообщать клиентам о своем статусе и о том, что информация о клиентах будет обсуждаться с супервизором. Обучающаяся обязана брать у клиентов разрешение на обсуждение информации о них с супервизором в индивидуальном и/или групповом формате, сообщая клиентам о том, как, в течение какого срока и каким образом будет храниться информация о клиенте.

Выпускник выбирает супервизора с учетом своих финансовых возможностей. Рекомендуемая регулярность обращения выпускника за супервизией в среднем не менее 1 часа супервизии на 10−15 часов работы с клиентами и не чаще 1 раза в течение 5 часов работы с клиентами. «Горящая супервизия» проводится, когда возникает чувство совершенной ошибки и необходимо до следующей консультации с клиентом (группой) восстановиться.